Экспозиция 'Литературный Сочи'
1 зал экспозиции «Литературный Сочи»
Экспозиция «Литературный Сочи – плод многолетней поисковой, собирательской и научно-исследовательской работы в области литературного краеведения. Полузабытые и неизвестные страницы литературной летописи Кавказского Причерноморья воскрешают прошлое в драматических и обыденных подробностях, в былях и мифах, в прозе документов эпохи и магических ритмах поэзии.
Первыми героями литературной истории Сочи стали писатели-декабристы А.А. БЕСТУЖЕВ-МАРЛИНСКИЙ (1797-1837) и А.И.ОДОЕВСКИЙ(1802-1839). Наш край – место их ссылки и последнего приюта. Как завещание потомкам звучат слова Бестужева-Марлинского:
«Много, но не долго, литься на Кавказе дождю кровавому. Гроза расцветает тишью, железо бранное будет поражать только грудь земли, цепные мосты повиснут через пропасти, над которыми страшно было видеть и радугу; и валдайский колокольчик загудит по крутизнам, где теперь свистят только пули <...> Дайте Кавказу мир и не ищите земного рая на Евфрате. Он здесь».
Пройдет почти полвека, прежде чем Кавказское Причерноморье станет местом паломничества мирных путешественников.
Героиней новой истории Черноморского побережья Кавказа стала Е.П.МАЙКОВА (1836-1920). Жена известного петербургского журналиста и издателя В.Майкова (брата поэта А.Майкова), она была дружна с писателем И.Гончаровым, и бесспорно стала одним из прототипов Ольги из романа «Обломов» и Веры из романа «Обрыв». Вместе с мужем издавала детский журнал «Подснежник» (1858-1860), под псевдонимом Катря Майко выпустила книгу «Азбука и первые уроки чтения» (1867), в журнале «Семейные вечера» (1971) опубликовала повествование «Как начиналась моя жизнь».
В 1888 году получив небольшое наследство, строит дом в Сочи. Здесь она организовывает общество помощи рабочим и дешевую рабочую столовую, открывает в своем доме общедоступную библиотеку и читальню; в Общественном собрании по её инициативе проводятся литературные вечера.
Читающей публике было хорошо известно имя В.И.Дмитриевой, её романы «Червонный хутор» (1900), «Доброволец»(1889), рассказ «Малыш и Жучка». Обывателю импонировала каждая деталь биографии этой женщины: дочь крепостного крестьянина, окончила гимназию, а затем врачебные курсы, почти 20 лет проработала земским врачом в Воронежской губернии, печаталась в журналах «Вестник Европы», «Русская мысль», «Русское богатство», «Дело».
Дмитриева напишет в мемуарах «Так было»:
«В 1903 году я в первый раз приехала в Сочи. Был великолепный июньский вечер, когда пароход «Черномор» остановился на рейде. Солнце пурпурное опускалось в море лазурное, весь берег утопал в золотом сиянии, вечерний бриз навевал запахи роз и магнолии. Вдоль всего города тянулись три главные улицы: Московская, Приморская и Подгорная, застроенные небольшими, по большей части одноэтажными домами, сверху донизу увитыми розами и глициниями. Их розовые, лиловые, белые, красные каскады струились вдоль стен, скрывая совершенно фасады домов, и город казался сплошным садом».
Город начала века строился и рос стремительно. Гостиница «Кавказская Ривьера» по своей комфортабельности не уступала европейским курортам. Новые пансионаты и лечебницы предлагали наисовременнейшие методы лечения легочным больным. Весной 1912 года в одну из лечебниц Сочи приезжает будущий классик эстонской литературы А.Х.ТАММСААРЕ (1878-1940).
В мае 1912 года по совету лечащего врача Таммсааре переехал в селение Эсто-Садок (близ Красной Поляны), где прожил с мая по октябрь 1912 года. За время пребывания на Кавказе Таммсааре написал два небольших рассказа «Мальчик и бабочка», «Играющий на каннеле»; несколько путевых очерков для эстонской газеты «Пяэвалехт»; перевел на эстонский язык несколько романов. Его «сочинская» повесть выйдет из печати в 1917 году.
2 зал экспозиции «Литературный Сочи»
Моноэкспозиция, посвященная жизни и драматической судьбе НИКОЛАЯ АЛЕКСЕЕВИЧА ОСТРОВСКОГО (1904-1936) – неотъемлемая часть «Литературного Сочи».
Сочи Н.Островский называл своей «второй родиной». Здесь его «личная трагедия» была «оттеснена неповторимой, изумительной радостью творчества». 11 сентября 1930-го года в письме из Сочи он впервые обозначит план будущего романа «Как закалялась сталь» – романа о революции и гражданской войне, о любви, о молодости, о судьбе сверстников, рожденных революцией. Запись книги (вслепую, по транспаранту, и под диктовку) начнется в Москве, вторая часть будет написана в Сочи:
«Моя жизнь – это работа над второй книгой. Перешел на «ночную смену», засыпаю с рассветом. Ночью тихо, ни звука. Бегут, как в кинопленке события, и рисуются образы и картины. Павка Корчагин уже разгромил, глупый, свое чувство к Рите и, присланный на стройку дороги, ведет отчаянную борьбу за дрова, в метели, в снегу. Злобно воет остервенелый ветер, кидает в лицо комья снега, а вокруг бродит неслышным шагом банда Орлика».
В Сочи в доме на улице Ореховой 47 (ныне ул.Островского) Николай Алексеевич закончит вторую часть романа «Как закалялась сталь»; продиктует множество статей. В июне 1934 года будет принят в Союз советских писателей и начнет писать новый роман «Рожденные бурей». Здесь член правительства СССР Г.И.Петровский вручит Островскому высшую награду страны – орден Ленина. И в этот день новой, молодой силой наполнятся его слова:
«Я счастливый парень – дожить до такого времени, когда каждая минута дорога. Знать, что всё прошлое вернулось – борьба, труд, участие в стройке, радость победы, горечь поражений. Разве это не счастье?».
Творческий дар Островского во многом был обусловлен силой и высотой его духа, энергией преодоления. Успех, выпавший на долю его романа «Как закалялась сталь», был предопределен страстью и темпераментом, гармонией страсти и долга, пронизывающей книгу, написанную «неистовым сердцем». Уже при жизни Н.Островского роман был переиздан 50 раз. Общий тираж составил около полутора миллионов экземпляров. В 1934–36 гг. книга была переведена и издана в Польше, Чехословакии, Японии, Англии, США и на 12 языках народов СССР.